Анализ деловой активности и рентабельности

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.

Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, уровень эффективности использования ресурсов и так далее.

Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарактеризована различными показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия.

Оценивая динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения. Оптимальным является следующее соотношение, базирующее на их взаимосвязи:

Тчп > Тор > Та > 100%, (27)

где: Тчп – темп изменения чистой прибыли;

Тор – темп изменения объема реализации;

Та – темп изменения активов.

Данное соотношение означает:

1) прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения;

2) объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;

3) экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название «золотое правило экономики предприятия». Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств, которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятно отклонения не следует рассматривать как негативные.

В хозяйственной практике при анализе состояния предприятия большое внимание уделяется анализу интенсивности использования оборотных средств, так как именно от скорости превращения их в денежную наличность зависит ликвидность предприятия и его шансы на успех.

В таблице 5 представлены показатели оборачиваемости, которые следует использовать при оценке деловой активности. Средняя величина показателей определяется как средне хронологическая за определенный период (по количеству имеющихся данных); в простейшем случае ее можно определить как полусумму показателей на начало и конец отчетного периода.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности; они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Таблица 5


4759573836407561.html
4759638610710519.html
    PR.RU™