Способы и типы правового регулирования  

Способы и типы правового регулирования

Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Схема 21.3

┌─────────────────────────────────┐

│ Способы правового регулирования │

└────────────────┬────────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐

│ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │

└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.



Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Схема 21.4

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Типы правового регулирования │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│ Общедозволительный │ │ Разрешительный │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

21.4. Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

Схема 21.5

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Виды правовых режимов │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

┌────────┴───────────┐ ┌───┴────────────────┐ ┌──┴─────────────────┐

│ по предмету │ │ по юридической │ │ по форме │

┌────┤ правового ├─┐ │ природе │ │ выражения │

│ │ регулирования │ │ │ │ │ │

│ └─────────┬──────────┘ │ └─────┬───────┬──────┘ └─────┬───────┬──────┘

│ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

┌────┴────┐ ┌───────┴───┐ ┌──────┴──┐ ┌───────┴──┐ ┌──┴─────────┐ ┌─────┴──┐ ┌──┴───────┐

│Конститу-│ │Администра-│ │Земельный│ │Материаль-│ │Процессуаль-│ │Законный│ │Договорной│

│ ционный │ │ тивный │ │ и т.д. │ │ ные │ │ ные │ │ │ │ │

└─────────┘ └───────────┘ └─────────┘ └──────────┘ └────────────┘ └────────┘ └──────────┘


4759673699447417.html
4759701128191585.html
    PR.RU™